ПОМОРСКИЕ ОТВЕТЫ

ПОМОРСКИЕ ОТВЕТЫ
- одна из наиболее важных богословских книг старообрядческой беспоповской церкви, содержащая ее апологию, догматическое и каноническое обоснование ее учения. Авторами ее являются А. и С. Денисовы и Т. Петров (написана в 1723 г.). "П. о." являются наиболее удачным, стройным и полным изложением осн. воззрений старообрядчества и его богословских расхождений с новообрядной церковью. Непосредственной причиной написания "П. о." были 106 вопросов, поставленных миссионером иеромонахом Неофитом перед староверами Выгорецких скитов. Осн. внимание Неофит уделил вопросам конкретного характера, стремясь обосновать "древность" и "истинность" вновь вводимых установлений и дискредитировать древнерус. традицию. В ряде случаев он пытался спровоцировать староверов на высказывания, к-рые могли бы быть истолкованы как хула на царя и власти: православен ли царь, если он придерживается нового обряда, и т. п. Вручив обитателям скитов свои вопросы, Неофит потребовал дать на них письменные ответы, назначив весьма жесткий срок. Несмотря на это, авторы "П. о." не ограничиваются короткими ответами -  мн. из "ответов" представляют собой целые трактаты, разделенные на главы или разделы. Осн. объектом критики становится главный тезис реформаторов, утверждавших, что они возвращают церковь к тому состоянию, в к-ром она пребывала в древности, устраняя возникшие от рус. невежества и злого умысла еретиков искажения. Первый ряд доказательств в "П. о." - аргументы церковно-археологические: приводится длинный перечень материальных свидетельств, выстроенных в непрерывную цепь от крещения Руси до нач. XVIII в. и показывающих, что мнимоеретические "нововводства" содержались на Руси с момента принятия христианства. Еще один хронологический перечень содержит сведения обо всех ересях со времени крещения Руси, к-рые имелись в хронографах и летописях. Среди них нигде нет упоминания о вымышленных еретиках, на к-рых ссылаются реформаторы. Наконец, принципиально новым для богословской и светской науки того времени методом доказательства стала палеографическая критика подложных документов, обнародованных реформаторами: "Деяния на еретика Мартина мниха" и "Феогностова требника". Первый из них выдавался за подлинный памятник XII в. - деяние собора, якобы состоявшегося в 1157 или 1160 г. и осудившего еретика монаха Мартина, а второй - за собственноручно написанный в XIV в. митрополитом Феогностом и также содержавший подтверждения позиции реформаторов. Документы были сфабрикованы достаточно неумело, не учитывали изменения в манере письма и языке, происшедшие за несколько веков. В "П. о." фальшивки подвергаются комплексному историческому и археографическому анализу, сопоставляются разные их списки. В результате обнаруживаются хронологические неувязки, ряд филологических, грамматических особенностей, появившихся в значительно более позднее время, несомненные признаки подделки. Автором этого анализа был А. Денисов, к-рого заслуженно признают первым рус. палеографом. "П. о." воздерживаются от осуждения или вообще какого-то обсуждения новообрядной церкви. Отчасти это связано с особенностью цели создания книги -  ответа представителю официальной власти. "П. о." не столько обличают новшества, сколько защищают древность и истинность рус. церковной традиции и право следовать ей, не присоединяясь к новообрядной церкви. Среди важнейших мировоззренческих, богословско-философских идей в "П. о." излагается учение об истинно православной вере как главном признаке церкви, имеющем большее значение, чем внешняя формальность; о "восполнении" верой отсутствующей материальной стороны церковных таинств в вынужденных обстоятельствах, о допустимости многообразия форм выражения церковной истины и богослужебного устава. "П. о." разделяют принятые, проверенные и одобренные церковной традицией истины и установления, не подлежащие научно-критической проверке, и новшества, для к-рых подобная проверка необходима. Безрелигиозной, светской мудрости противопоставляется действие Божьей благодати, могущей удержать и неученых, но праведных людей от впадения в еретические ошибки. Бессилие же внецерковной мудрости обнаруживается в том, что множество мудрецов и философов в своих учениях противоречат друг другу и не могут прийти к общим согласным воззрениям, к принимаемой всеми истине. "П. о." были поданы иеромонаху Неофиту за подписями выборных представителей Выгорецких скитов, среди к-рых не упоминались подлинные авторы. Неофит не смог противопоставить "П. о." достойных возражений, и его миссия потерпела неудачу. Краткая история об этой полемике излагается в послесловии к книге. "П. о." распространялись староверами в виде рукописных книг, а в нач. XX в. было выпущено несколько печатных изданий.


Русская философия: словарь. — М.: Республика. . 1995.

Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "ПОМОРСКИЕ ОТВЕТЫ" в других словарях:

  • Поморские ответы — («Ответы пустынножителей на вопросы иеромонаха Неофита») одно из главных апологетических произведений старообрядцев всех согласий, опубликованное в 1723 году. Авторство считается коллективным, но определенное первенство все же принадлежит Андрею… …   Википедия

  • Поморские ответы —    одна из наиболее важных богословских книг старообрядческой беспоповской церкви, содержащая ее апологию, догматическое и каноническое обоснование ее учения. Авторами кн. являются А. и С.Денисовы и Т. Петров (написана в 1723 г.). П. о. являются… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • Поморские ответы — замечательнейшее произведение раскольничьей письменности. О составителях их см. Денисовы. Поводом к составлению П. ответов послужило учреждение (в 1722 г.) св. синодом областных миссий для собеседований со старообрядцами, причем для района… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Поморские ответы — – произведение раскольничьей письменности, составленное бр. Денисовыми. В 1722 г. св. Синод учредил областные миссии для собеседования со старообрядцами; назначенный для района Выговских скитов иеромонах Неофит, по просьбе депутатов… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • Ответы пустынножителей на вопросы иеромонаха Неофита — Поморские ответы (в оригинале «Ответы пустынножителей на вопросы иеромонаха Неофита») одно из главных апологетических произведений старообрядцев всех согласий (объемом в 366 листов (732 с.)). В 1722 году в Выговскую старообрядческую беспоповскую… …   Википедия

  • «ДЬЯКОНОВЫ ОТВЕТЫ» — [др. названия «Нижеградские ответы», «Керженские ответы», «Ответы Александра диакона»], ответы старообрядцев поповцев дьяконова согласия (центром согласия являлись скиты на р. Керженец) на 130 вопросов настоятеля Успенского Кержебелбашского… …   Православная энциклопедия

  • БЕСПОПОВЦЫ — общее название представителей одного из 2 основных течений старообрядчества. Главной особенностью вероучения Б. является идея об уже совершившемся воцарении антихриста и связанное с этим представление о прервавшейся благодати священства и… …   Православная энциклопедия

  • Раскол — (об отличии его от ереси см. Ересь). I. Научная разработка вопроса о расколе. Значение раскола в русской жизни. Р., у самих раскольников называемый старообрядством, староверием, возник в половине XVII века; научное исследование его началось,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Неофит, миссионер — противораскольнический миссионер, иеромонах, ученик нижегородского архиепископа Питирима. В 1722 г. Петр Великий указал послать миссионера в поморские "раскольнические станы". Выбор синода пал на иеромонаха Н. Ему предписывалось вести… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Неофит противораскольнический миссионер — противораскольнический миссионер, иеромонах, ученик нижегородского архиепископа Питирима. В 1722 г. Петр Великий указал послать миссионера в поморские раскольнические станы . Выбор синода пал на иеромонаха Н. Ему предписывалось вести беседы в… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»